Новости:
24.12.2012
Конференция Intergraph-Leica Geosystems
28.11.2012 в Москве пройдет конференция пользователей Intergraph-Leica Geosystems. Решения ERDAS & GeoMedia Software и сенсоры воздушного базирования Leica Geosystems & Z/I Imaging.
02.10.2012
Создание АСУ МБ ОАО МОЭСК
Компания ООО “ГОРТИС-СЛ” выиграла конкурс на создание автоматизированной системы управления мобильными бригадами для ОАО “МОЭСК”.
01.10.2012
Создание проекта IT Concord
04.09.2012 зарегистрирован домен itconcord.ru, и начались работы над созданием одноименного интернет-проекта.
Основные этапы создания информационной системы
Создание информационной системы начинается с момента первых переговоров Заказчика и потенциального Исполнителя и может никогда не закончиться, поскольку хорошие и полезные системы постоянно совершенствуются и развиваются.
Предварительный этап
На данном этапе необходимо осознать основные цели и задачи будущего проекта. Для этого ключевые представители Заказчика и Исполнителя организуют встречи, на которых обсуждают концепцию информационной системы, ключевые технические моменты, сроки и объемы выполняемых работ, а также стоимость и источники финансирования. Итогом предварительного этапа, помимо согласованных условий будущего договора, должен стать первый и самый фундаментальный проектный документ – устав проекта.
Устав проекта определяет следующие принципиальные моменты, связанные с процессом разработки и внедрения информационной системы:
- Краткое описание проекта, цели и задачи создания информационной системы.
- Общее описание состава работ.
- Границы проекта: сроки, бюджет, перечень объектов автоматизации.
- Описание продукта: перечень поставляемого аппаратного и программного обеспечения, тип и количество лицензий и т.д.
- Организационная структура проекта: список и роли участников проектной группы со стороны Исполнителя и Заказчика, их ответственность и обязанности, система документооборота проекта.
- Основные этапы разработки и внедрения информационной системы, укрупненный план-график их реализации.
- Наиболее значимые риски невыполнения обязательств по проекту, а также способы минимизации рисков.
Другими словами, устав проекта – это именно устав, который разрабатывается руководителем проекта совместно с основными участниками проектной группы, утверждается руководством Исполнителя и Заказчика и не должен корректироваться в течение всего времени создания информационной системы.
Завершением предварительного этапа можно считать момент, когда подписан договор на услуги по разработке и внедрению информационной системы и утвержден устав проекта.
Сбор требований
К этому моменту все ключевые фигуры – участники проекта определены, и ничто не мешает начать собирать и утверждать требования к будущей информационной системе. Представители исполнителя общаются с будущими пользователями и администраторами системы, а также с их руководством. В ходе обследования не только систематизируются требования и пожелания к внедряемому решению, но и анализируется документация, которая должна стать источником исходных данных системы, или формирование которой должно быть в результате автоматизировано.
Результатом данного этапа должно стать появление технического задания на разработку и внедрение информационной системы. Техническое задание должно базироваться на условиях договора и требованиях, изложенных в уставе проекта и содержать следующие разделы (для России структура технического задания регламентируется ГОСТ 34.602 89):
- Назначение и цели создания системы.
- Описание объекта автоматизации и основных автоматизируемых бизнес-процессов.
- Требования к системе: требования к структуре; функциям (задачам), решаемым системой; требования к техническому и организационному обеспечению; требования к надежности, безопасности и т.д. и т.п.
- Состав и содержание работ по созданию информационной системы.
- Порядок контроля и приемки результатов работ.
- Требования к составу работ по подготовке объекта автоматизации для запуска информационной системы в эксплуатацию.
- Требования к составу проектной и пользовательской документации.
Завершение этапа сбора требований – это утверждение Заказчиком Технического задания. В некоторых случаях у Заказчика до начала работ по проекту уже существует техническое задание (входит в состав конкурсной документации). В этом случае результаты обследования и сбора требований фиксируются в частных технических заданиях, детализирующих и конкретизирующих общие требования к информационной системе, представленные в исходном техническом задании.
Проектирование
На этом этапе усилиями Исполнителя детально проектируются все сценарии, связанные с разработкой и внедрением информационной системы на территории Заказчика. Делается это в соответствии с условиями информационной среды (системного ландшафта) Заказчика и требованиями к интеграции создаваемой системы с уже имеющимися и эксплуатируемыми Заказчиком прочими программными продуктами. Результатом этапа проектирования должно стать оформление следующих разделов технического (концептуального) проекта:
- Архитектура информационной системы.
- Описание структур информационного хранилища (базы данных).
- Проектные решения, представленные детальным описанием сценариев автоматизации всех, затрагиваемых внедрением системы бизнес процессов.
- Сценарии интеграции разрабатываемой информационной системы с внешними программными продуктами.
- Источники исходных данных и варианты первоначального информационного наполнения системы.
- Концепция разграничения прав доступа к данным на основе ролей пользователей, определяющих, в том числе, их полномочия.
- Концепция обучения пользователей информационной системы.
Реализация
Этап реализации всех требований к информационной системе, изложенных в Техническом задании и Техническом проекте. В этот период Исполнитель разрабатывает все необходимые программные компоненты, создает структуры базы данных, производит установку, настройку и тестирование всех компонентов информационной системы на своей территории, имитирует сценарии интеграции и т.д. и т.п. Завершение этапа реализации подтверждается появлением таких проектных документов, как руководство по установке и настройке системы, программа и методика испытаний системы, а также шаблон базы данных и реестр всех выполненных программных разработок.
Подготовка информационной системы к эксплуатации
Все работы данного этапа уже проводятся на территории Заказчика и включают в себя установку и настройку всех компонентов системы в информационной среде Заказчика, проведение предварительного тестирования, разработку пользовательской документации, обучение пользователей, загрузку исходных данных, проведение испытаний системы в соответствии с программой и методикой испытаний и прочие подготовительные работы.
К моменту окончания всех подготовительных работ должен быть разработан и утвержден регламент эксплуатации системы. Регламент, в частности, должен определять пользователей и их роли в системе, в соответствии с их должностными обязанностями.
Опытно-промышленная эксплуатация
Последний этап в рамках разработки и первоначального внедрения информационной системы, задачей которого является успешное проведение опытной эксплуатации системы в течение определенного времени, а целью – подтвердить, что созданная информационная система – это ровно тот результат, который и ожидал Заказчик.
В этот период пользователи начинают эксплуатировать систему в соответствии с разработанным на предыдущем этапе регламентом. В ходе опытно-промышленной эксплуатации фиксируются ошибки и согласовываются необходимые доработки. Исполнитель устраняет ошибки, выполняет доработки и при условии, что система начинает функционировать в соответствии со всеми, предъявленными к ней ранее требованиями, в конце установленного периода получает протокол об успешном завершении опытно-промышленной эксплуатации.
С завершением опытно-промышленной эксплуатации, как правило, завершается действие договора на создание информационной системы. Сама система переходит в режим промышленной эксплуатации, а Исполнитель, если в этом заинтересован Заказчик, заключает отдельный договор на ее сопровождение, на период установленного условиями договора срока.
Сопровождение и развитие системы
Промышленная эксплуатация может выявить то, что некоторые требования к созданной информационной системе содержали неточности и требуют иной формулировки или дополнений, а сама система требует доработки. Не каждый Заказчик имеет в своем штате персонал, который способен самостоятельно внести в работу системы все, диктуемые реальной обстановкой изменения, поэтому заключает с Исполнителем отдельный договор на сопровождение информационной системы.
Пользователи информационной системы начинают общаться с представителями службы поддержки Заказчика, которые принимают от них заявки на доработку функционала и устранение дефектов, передают заявки в работу и периодически оповещают пользователей о статусе их запроса. Перечень возможных доработок и регламент обработки заявок определяется условиями договора. Если появляется потребность в работах, которые не укладываются в суть договора на сопровождение, то Заказчик и Исполнитель составляют отдельный договор на данный вид работ, который уже можно отнести к работам по модернизации и развитию эксплуатируемой информационной системы.
Познакомиться с нашими услугами по созданию информационных систем