Системы управления мобильными ресурсами в реальном времени

Если ваше предприятие имеет распределенную инфраструктуру производственных активов, то, скорее всего, ему приходится управлять такими же распределенными ресурсами, обслуживающими эти активы. К таким предприятиям можно отнести электрические сети, теплосети, водоканалы и т.п. Под обслуживанием, в данном контексте понимается выполнение ремонтов, осмотров оборудования, профилактических работ, оперативных переключений коммутационного оборудования, а также действий, связанных с устранением последствий аварий. К другой группе организаций, которым необходимо осуществлять диспетчеризацию своих мобильных ресурсов, можно отнести такие службы, как МЧС, пожарная служба, скорая помощь и т.д. В их случае для эффективного управления ресурсами крайне важно владеть следующей оперативной информацией: где находятся экипажи служб реагирования, каков их статус (свободен, на задании), в каком состоянии их оснащение и т.п.

Для автоматизации деятельности подобных организаций существует отдельный класс автоматизированных систем – системы управления мобильными ресурсами, которые причисляют к системам класса “911”. В англоязычной литературе используется аббревиатура CAD, которая в данном случае расшифровывается как: Computer Aided Dispatch – системы автоматизированной диспетчеризации. Работа системы построена на обработке событий (инцидентов), которые поступают в нее в режиме реального времени. Единицей диспетчеризации здесь является мобильный ресурс, который чаще всего представлен экипажем мобильной бригады: бригадой МЧС, бригадой скорой помощи, ремонтной бригадой сетевой компании и т.д.

Назначение подобных систем можно сформулировать следующим образом:

  • Оказывать информационную поддержку диспетчеру в ходе принятия им решений по инцидентами и связанным с ними работам, выполняемым персоналом мобильных ресурсов с учетом территориальных зон ответственности, приоритетности задач, расположения и занятости ресурсов, их оснащенности и прочих факторов.

  • Управлять ходом оперативных работ мобильных ресурсов на производственных объектах или на местах возникновения инцидентов, в частности, чрезвычайных ситуаций.

  • Информационная поддержка персонала мобильных ресурсов в ходе выполнения ими работ на местах, а также обеспечение связи членов экипажей с диспетчером.

Как правило, подобные системы имеют распределенную клиент-серверную архитектуру и предоставляют пользователям два вида автоматизированных мест: АРМ “Диспетчер” и АРМ “Мобильная бригада”. АРМ “Диспетчер” работает на базе обычного компьютера, устанавливаемого в ситуационном центре организации, и выполняет следующие функции:

  • Предоставляет диспетчеру возможность наблюдать за инцидентами и деятельностью мобильных ресурсов (мобильных бригад) на электронной карте в реальном времени.

  • Протоколирует все действия диспетчера и персонала мобильных бригад в центральной базе данных.

  • Позволяет управлять мобильными ресурсами, контролируя их деятельность в процессе обработки поступающих в систему инцидентов.

  • Формирует рекомендации по контролю над инцидентами на основе их описания и мест возникновения, а также на основе местоположения мобильных ресурсов, их статусе, оснащенности и квалификации персонала.

АРМ “Мобильная бригада” функционирует на базе мобильного устройства, такого как ноутбук, планшетный компьютер или обычный КПК. Для отслеживания местоположения мобильной бригады, мобильные устройства оснащаются GPS или ГЛОНАСС приемниками. Для работы в сложных погодных условиях рекомендуется использовать защищенные от пыли, воды, вибраций и других внешних воздействия устройства. К функциям мобильного рабочего места относятся следующие базовые возможности:

  • Получение задания от диспетчера и управление статусом текущей работы: задание принято, бригада в пути, бригада на месте, задание выполнено и др.

  • Общение с диспетчером.

  • Передача координат текущего местоположения экипажа мобильной бригады.

  • Просмотр места инцидента и своего местоположения на электронной ГИС карте, прокладка маршрута к месту работ.

  • Оформление отчетных форм и отправка их диспетчеру.

На момент начала внедрения подобной системы крайне желательно, чтобы в информационной среде вашего предприятия уже функционировала корпоративная информационная система управления ресурсами, в состав которой входила бы геоинформационная система, подробно описывающая местоположение производственных активов, мест базирование мобильных ресурсов и прочей необходимой информации. Системы диспетчеризации, как правило, не занимаются паспортизацией и автоматизацией различных технологических процессов – этим занимаются другие системы. Системы диспетчеризации лишь используют накопленную другими информационными системами информацию, поэтому крайне важно не начинать внедрять систему 911 и ей подобные на пустом информационном поле.

На полях справа приведены слайды, на которых представлена автоматизированная система управления мобильными бригадами электросетевой компании, созданная на основе программного продукта Intergraph I/CAD. Буква “I” в данном случае расшифровывается, как Incident – инцидент, событие. Как расшифровывается CAD описано выше. Этот продукт зарекомендовал себя, как надежная платформа для разработки отказоустойчивых и гибких систем мониторинга инцидентов и управления мобильными ресурсами предприятия в реальном времени.




Заказать разработку системы диспетчеризации для вашего предприятия